Реформа семейного законодательства

14 ноября 2019 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 835938-7, направленный на корректировку семейного законодательства в части защиты имущественных интересов супругов и их кредиторов, а также третьих лиц.

Семейный кодекс РФ принят 29 декабря 1995 г. и на протяжении почти 25 лет в него вносились различные изменения, однако вопросов, касающихся общего имущества супругов и его раздела при расторжении брака, изменения не затронули.

Состав имущества, нажитого в браке, существенно изменился, в связи с чем, действующее законодательное регулирование перестало быть эффективным.

Разработчиками законопроекта предлагается следующее:

1. Уточнить содержащийся в ст. 34 Семейного кодекса РФ термин «совместная собственность супругов», придав этому режиму более широкий смысл. Так, в состав общего имущества супругов предлагается добавить имущественные права, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, корпоративные права, а также общие обязательства супругов.

Таким образом, «общее имущество супругов» предлагается трактовать в широком смысле, то есть совокупность всех «активов» и «пассивов», «нажитых» супругами в браке.

Кроме того, законопроект предлагает исключить из Семейного кодекса словосочетание «приобретенные за счет общих доходов супругов». По мнению разработчиков, общность имущества должна определяться моментом приобретения, независимо от источника происхождения средств на оплату.

2. В ст. 38 Семейного кодекса РФ предлагается включить положение о том, что соглашение  супругов или судебный акт о разделе общего имущества супругов должны определять доли супругов во всем их общем имуществе и перечень объектов, которые передаются одному из супругов в счет установленной его доли в общем имуществе.

Это очень важное положение, которое обеспечит баланс интересов супругов и решит юридическую судьбу тех объектов в составе общего имущества, которые по разным причинам не были «поштучно» распределены между супругами (например, по причине отсутствия информации о существовании этого имущества, если супруг это скрыл).

3. В законопроекте предлагается указать на недопустимость деления в судебном порядке имущества/имущественных прав, раздел которых в натуре невозможен или повлечет несоразмерное уменьшение их стоимости. Право на передачу указанных объектов имеет супруг, который осуществлял единоличное или преимущественное пользование вещами или единолично осуществлял корпоративные или иные права, если другой супруг не докажет наличие своего существенного интереса в использовании указанных объектов.

Предлагается признать право на них за одним супругом в счет стоимости его доли в общем имуществе. Если же стоимость имущества превысит стоимость причитающейся ему доли, в пользу другого супруга должна быть взыскана денежная компенсация, порядок и сроки выплаты которой надлежит определить суду. Также предусматривается возможность не только отсрочки или рассрочки судом компенсационной выплаты в счет полученной доли, но и залога имущества, а также запрета на его отчуждение до момента выплаты компенсации.

Действующие в настоящее время положения Семейного кодекса порождают сложности при разделе корпоративных прав или так называемых бизнес-активов. В подавляющем большинстве случае раздел корпоративных прав в натуре уменьшает стоимость делимого объекта. Например, раздел между супругами принадлежащих им 60% акций или долей в корпоративном обществе в соотношении 30% мужу и 30% жене меняет структуру корпоративного контроля, создает риски нестабильности внутрикорпоративных отношений, что, как правило, влечет уменьшение цены акций или долей общества.

4. Положения Семейного кодекса сегодня закрепляют презумпцию наличия согласия одного из супругов при совершении сделок другим супругом с общим имуществом. Между тем нередки случаи, когда супруг вступает в сделку с третьим лицом за «спиной» другого супруга. Это сделки могут быть оспорены лишь при доказанной недобросовестности третьего лица (п. 2 ст. 173.1 ГК РФ), однако зачастую для такого третьего лица существование супруга у стороны-отчуждателя не очевидно. По этой причине предлагается в ст. 39 Семейного кодекса ввести положение, которое, позволит защитить интересы супруга, не выражавшего согласие на сделку по отчуждению общего имущества: в этом случае действия супруга-отчуждателя без согласия второго супруга повлекут уменьшение размера его доли в общем имуществе.

5. Законопроект предлагает сократить основания для оспаривания брачного договора. Брачные договоры сегодня очень популярны. В целях укрепления стабильности договорных отношений, предлагается исключить такое оценочное основание для оспаривания брачного договора как «постановка одного из супругов в крайне неблагоприятное положение».  Возможность признания недействительным нотариально удостоверенного договора между супругами создает не только неопределенность в правоотношениях между ними, но и ставит под удар интересы контрагентов, которые полагались на существование брачного контракта при вступлении в договорные отношения с одним из супругов.

Вместе с тем, законопроект не меняет сложившуюся практику оспаривания брачных договоров в ходе рассмотрения дел о банкротстве одного из супругов (бывших супругов).

6. В ст. 42 Семейного кодекса РФ предлагается внести изменения, которые обеспечат защиту интересов как супругов, так и их кредиторов. Так, если права супругов на имущество подлежат государственной регистрации, то возникновение, изменение и прекращение таких прав считается состоявшимся для супругов с момента заключения брачного договора, а для третьих лиц – с момента государственной регистрации. Такое положение позволит решить проблему противопоставления договоренностей супругов (их внутренних соглашений) интересам третьих лиц, которые о таких договоренностях не знали.

7. В законопроекте предлагается скорректировать положения, устанавливающие возможность обращения взыскания долгов по заключенным одним из супругов обязательствам за счет общего имущества супругов. Так, предлагается освободить общее имущество от такого рода долгов, если в суде будет установлено, что соответствующие обязательства у другого супруга возникли хотя и в браке, но в период раздельного проживания при прекращении семейных отношений или использованы им не на нужды семьи.

В рамках реформы предлагается внести изменения:

  • в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, согласно которым регистрация права общей совместной собственности на недвижимое имущество будет проводиться как на основании заявления одного из супругов, так и на основании решения регистратора прав в случае, если право общей совместной собственности возникает в силу закона (то есть, в силу гл. 7 Семейного кодекса РФ);
  • в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Сегодня финансовый управляющий включает в конкурсную массу супруга-должника все общее имущество обоих супругов (бывших супругов) и в случае, если после его реализации и удовлетворения требований кредиторов в пределах доли супруга-должника остаются какие-то средства, они выдаются супругу должника. Для устранения явного перекоса в пользу интересов кредиторов предлагается данную норму изложить иначе, указав, что реализация имущества гражданина, имеющего супруга (бывшего супруга), если оно не разделено ранее, должна производиться после раздела общего имущества по правилам семейного законодательства, и лишь затем имущество супруга-должника подлежит реализации по общим правилам о банкротстве гражданина;

  • в положения ч. 1 ст. 75 Основ законодательства РФ о нотариате. Так, если нотариусу станет известно о наличии производства по делу о банкротстве наследодателя, предлагается ввести правило о приостановлении выдачи пережившему супругу свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. Это необходимо для того, чтобы учесть интересы кредиторов наследственной массы.

В случае принятия предлагаемых изменений вступление закона в силу запланировано с 1 марта 2020 года.